Святой Наум
Наум был в грамоте наставник
И покровителем наук.
Не зря с тех пор учили давних:
«Мол без ученья, - как без рук».
Валерий Костюк. «День Наума»
14 декабря по народному календарю отмечается день святого Наума Грамотника – покровителя учеников. В Десногорской библиотеке представлена книжная выставка «Батюшка Наум, наведи на ум».
На выставке представлены книги, рассказывающие о святом Науме, о том, как учили детей в старину, а также книги по педагогике и воспитанию в помощь детям и родителям, такие как:
И.И. Шангина «Русские дети и их игры» - увлекательно рассказывает о том, как в прошлом веке воспитывали детей в традиционной русской семье «по заветам дедов», уделяя особое внимание игре – первооснове народной педагогики.
Я. Рудняньский «Как учиться?» - книга адресованная школьникам от девяти до шестнадцати лет, где много полезных советов о том, как справиться с нелюбимыми предметами, развить свою память и наблюдательность, самостоятельно выучить иностранный язык и освоить скорочтение. Много интересного для себя могут почерпнуть из книги родители и учителя.
А. Цирульников «Из тайных архивов русской школы» - книга, содержащая материалы по истории отечественного образования нескольких столетий (с XV-XVI вв. до нашего времени) «Воспитание и нравы в государстве Московском», «Школьные реформы в империи», «Во времена Наркомпроса» и «Педагогические портреты нашего времени» (вторая половина XX - начало XXI в.), написана на основе выверенных исторических фактов, а также архивных материалов. Пособие в увлекательной форме знакомит читателя с малоизвестными страницами отечественной истории образования.
В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки.
14 декабря в русских деревнях напрямую связывался с обучение. С этого дня, по традиции, русские крестьяне начинали обучать своих детей письму и счёту. В древней и средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать: священников и дьячков, оставшихся без прихода; монахов, покинувших свои монастыри; странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне и в благодарность за тёплый угол и еду обучавших крестьянских детей. Таких называли, «бродячий учитель» - их было довольно много даже в конце XIX века.
Подготовила И.Д. Великанова, библиотекарь